Тайны «зеленой» косметики

Тайны «зеленой» косметики

Что такое натуральная косметика, как она создается и производится? Мы не всегда задумываемся об этом. А ведь каждая баночка натурального крема является итогом долгого пути, полного препятствий, озарений и многолетней преданности «зеленым» идеям.

Редакция «Живи в гармонии»

ОТ ПРИРОДНЫХ СРЕДСТВ — К БОЛЬШОЙ ИНДУСТРИИ

Удивительно, но факт: натуральная косметика — это не изобретение сегодняшнего дня, а повседневная практика наших предков на протяжении тысячелетий. Еще несколько поколений назад в каждом доме готовили притирания для лица и настои для укрепления волос. Простые косметические снадобья делались примерно так же, как и пища — из муки, молочных продуктов, свежих и сушеных трав и ягод, поэтому их и не хранили подолгу. В конце XIX века косметические средства стали выпускаться мануфактурным способом, причем долгое время мыло, духи и помады в красивых коробочках были предметом роскоши. Зато следующее столетие стало свидетелем настоящего триумфа химической индустрии — и фабричной косметики. С каждым годом она становилась все более доступной по цене, безопасной, стойкой к перепадам внешних условий, ее стало удобно наносить, хранить и транспортировать. К сожалению, все эти преимущества были достигнуты за счет использования минеральных масел, полученных на основе нефти, и множества искусственных составляющих: стойкость обеспечивалась за счет раздражающих консервантов, ароматы создавались в пробирке, а однородность текстуры и заданный диапазон свойств поддерживал целый букет химикатов.

В тот период считалось, что косметика воздействует лишь на самый верхний слой кожи, увлажняя и разглаживая его. Даже специалисты полагали, что косметическая основа — жиры в смеси с водой плюс вспомогательные вещества — полностью инертна, а весь положительный эффект средств достигается за счет введения в их состав активных веществ, в первую очередь, химических.

«ЗЕЛЕНЫЕ» НАЧИНАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ

Постепенно стали накапливаться данные о биохимических процессах, протекающих в коже. Дерматологи исследовали защитные свойства эпидермального барьера, его проницаемость, и становилось все яснее, что косметика химического происхождения легко нарушает естественную физиологию кожи. Как оказалось, минеральные масла могут создавать на ее поверхности непроницаемую пленку, мешающую испарению влаги, и закупоривать кожные поры, что приводит к образованию «черных точек» - комедонов. Многие синтетические компоненты обладают повышенной раздражающей способностью и повышают риск аллергических реакций.

Выводы о негативных последствиях использования минеральной косметики оказались созвучны лозунгам экологического движения, которое в 1960-70 годах начало набирать силу по всему миру. «Зеленые» активисты  выступали  за уменьшение промышленных отходов, поиск безопасных источников энергии, чистоту воздуха, рек и почв, сохранение биоразнообразия живой природы. Не менее важным направлением экологии стало и ответственное отношение человека к своему здоровью и быту. Вместо бездумного и статусного сверхпотребления и широкого использования химикатов постепенно стал распространяться «зеленый» подход, который предполагает экономию ресурсов, переработку отходов, широкое применение натуральных (в первую очередь, растительных) средств. Получило распространение и органическое сельское хозяйство — производство продуктов питания без гербицидов, пестицидов, на основе натуральных удобрений. Термин «органический» вскоре стали применять не только к сельхозпродуктам, но и к текстилю, бытовой химии и косметике, произведенным из чистого натурального сырья натуральными методами.

Массовый отказ от химии в быту имел еще одну существенную причину – постоянный рост аллергизации населения развитых стран. Многие врачи полагают, что заметный вклад в развитие кожной гиперчувствительности вносит постоянное присутствие в воде, пище и косметике химических субстанций, чужеродных человеческому организму. Нередко именно внимание к своему здоровью становится первым шагом на пути к сознательному, «зеленому» потреблению и заботе об окружающей среде.

СКОЛЬКО НАТУРАЛЬНОГО В НАТУРАЛЬНОЙ КОСМЕТИКЕ?

Пока энтузиасты натуральной косметики начинали производство первых партий натуральных кремов и шампуней, косметический рынок отреагировал на новый тренд по-своему: натуральность стала модной. На этой волне многие концерны начали выпуск средств, заявляемых как натуральные. Хотя они содержали натуральные растительные компоненты, однако по сути такая косметика не была натуральной: при ее производстве использовались стандартные химические рецептуры, а полезные растительные экстракты служили лишь дополнением к ним. Сегодня такая стратегия именуется «зеленым камуфляжем» или «гринвошингом». Серьезные производители натуральной косметики считают данную практику недопустимой.

Появление систем независимой сертификации позволило дать четкое определение натуральной косметики. В Германии был принят сертификат BDIH, во Франции — Ecocert и Cosmebio, в Великобритании — Soil Association, в Италии — ICEA. Позже был разработан международный стандарт NaTrue. В июле 2010 года была начата работа по гармонизации разных стандартов и созданию единого европейского стандарта натуральной и органической косметики COSMOS (COSMetic Organic Standard). COSMOS NATURAL не регламентирует обязательную долю органических компонентов, но жестко ограничивает список допустимых технологических процессов и предъявляет особые требования к экологичности упаковки.

КАЧЕСТВО СЫРЬЯ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Дикорастущие виды должны собираться в экологически чистых зонах. Культурные растения, выращенные органическими методами, не могут быть генетически модифицированными. Они должны расти на почве, которая минимум 3 года свободна от агрохимикатов — минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов и т.п. Для борьбы с болезнями и вредителями можно использовать только природные составы (настои едких растений) или биологические методы (птиц, насекомых). 

Предпочтительно, чтобы растения выращивались не методом монокультуры, а в составе экологических сообществ — в этом случае они меньше болеют, иммунитет и количество активных веществ у них выше. При уборке урожая отдается предпочтение ручному сбору или механизмам на биотопливе. Первичная переработка сырья ведется, по возможности, неподалеку от поля, где растения были собраны: это позволяет сохранить в них полезные вещества, а также уменьшить транспортные расходы и нежелательные выбросы в атмосферу. Органические плантации — это целые экосистемы замкнутого цикла, где стараются вернуть природе максимум используемых ресурсов: растительные отходы превращаются в компост, вода фильтруется и снова поступает в водопроводную систему, электричество вырабатывается солнечными батареями или ветрогенераторами.

Наиболее ответственные производители натуральной косметики не просто покупают качественное сырье у международных посредников, а стремятся развивать собственные сырьевые проекты, устанавливая долговременные, практически семейные отношения с фермерами из развивающихся стран. Такие проекты не только обеспечивают крестьян стабильным доходом, но и предполагают большой вклад в развитие региона, образование, защиту прав женщин и детей. Многие фермы и кооперативы, работающие по таким принципам, объединены в международную ассоциацию Fair Trade (справедливая торговля).

В производстве натуральной косметики участвуют не только растительные активные вещества, но и огромное разнообразие вспомогательных компонентов — пенообразователей, загустителей, эмульгаторов, регуляторов кислотности, стабилизаторов и т.д. Они производятся путем химического синтеза из растительных масел (в первую очередь, кокосового и пальмового), сахаров, крахмалов, которые также должны были получены экологичными методами, без нарушения природных экосистем.

Еще один важный компонент косметики – вода. Для производства натуральной косметики используется особо чистая вода, поступающая из глубоких скважин. В ряде случаев предпочтение отдается термальной воде из природных источников, обогащенной полезными для кожи минералами.

ПРИНЦИПЫ «ЗЕЛЕНОГО» ПРОИЗВОДСТВА

Итак, растительные материалы собраны и доставлены на фабрику. Здесь они обрабатываются таким образом, чтобы их биологически активные вещества перешли в доступную и концентрированную форму. Часть методов — холодный или горячий отжим, центрифугирование, паровая дистилляция — предполагает лишь механическое или термическое воздействие. Жесткие физические методы, например, радиационное воздействие, не применяются для производства натуральной косметики.

В косметическом производстве широко распространены и химические методы переработки растений. Международные системы натуральной сертификации четко определяют набор химических преобразований, допустимых при производстве натуральной косметики. Конечный косметический продукт не должен содержать химически модифицированных веществ, которые могут быть потенциально вредными для человека или окружающей среды.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ УПАКОВКА?

Упаковка натуральной косметики должна защищать средство от воздействия окружающей среды, быть химически инертной и обеспечивать удобство использования продукта. Ее дизайнерское оформление привлекает покупателя, а помещенная на ней информация помогает ему сделать верный выбор.

Также упаковка должна быть биоразлагаемой или подлежащей вторичной переработке. Ее производство не должно быть слишком дорогим или расходующим невозобновляемые ресурсы. Хорошим тоном считается минимальное использование внешней упаковки — картонных коробок и упаковочных ящиков.

Стекло — традиционный материал, часто применяемый для упаковки дорогой косметики. Его получают из простых природных компонентов – песка и воды, оно хорошо поддается переработке. Его недостатки — немалый вес, сравнительно высокая стоимость производства и риск пораниться, если стеклянная баночка разобьется.

Алюминий — еще один классический вариант косметической упаковки. Алюминиевые тюбики недешевы, но удобны в использовании и могут быть переработаны. Алюминиевая фольга используется в композитных упаковочных материалах как надежный изолирующий слой.

Пластиковая упаковка сильно варьируется по цене, качеству, стойкости, возможности вторичной переработки. Для упаковки натуральной косметики используются биоразлагаемые пластики последних поколений, которые не загрязняют окружающую среду. Все международные стандарты натуральной сертификации также запрещают использовать пластик, при разложении которого образуются опасные вещества, например, широко распространенный поливинилхлорид (ПВХ).

Бумага, картон, целлюлоза, растительные волокна — это менее прочные, но очень перспективные виды упаковки. Они дешевы, отлично компостируются, их с удовольствием используют молодые динамичные компании для создания креативных дизайнерских упаковок. Часто используются композитные сочетания — например, картона и биопластика.

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ВО ВСЕМ

Как можно видеть, производство современной натуральной косметики — это сложный и увлекательный процесс, который объединяет инновационные технологии и уходящие в глубь веков традиции. Здесь требуются не только профессиональные знания, энтузиазм, упорство, но и подлинно «зеленое» мировоззрение, глубокое понимание естественных процессов, забота о людях и природе. Все это демонстрируют лучшие европейские натуральные бренды, успешно развивающиеся на конкурентном косметическом рынке уже не одно десятилетие.

По материалам журнала Im Einklang

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Узнай все акции

и специальные предложения

на покупку натуральной косметики

Cмотреть