Человек читающий

Человек читающий

Чтение – один из базовых, самых необходимых и желаемых навыков. Мы стараемся научить наших детей читать как можно раньше, развить не только технический навык, но и привить любовь к чтению. Нет никаких четких параметров и правил, как научить ребенка читать. Я лишь поделюсь с вами своим опытом, и надеюсь, что он поможет многим из вас. И, возможно, вы добавите в комментариях свои собственные советы, которые тоже кому-то помогут. 

m_ulyanova.jpgМарфа Ульянова

В нашей семье книги были всегда, и книг было много. Но даже этого было мало: мы ходили в библиотеки и брали почитать интересные книги у друзей. В возрасте родителей мы не утратили интерес к чтению, читая практически каждый день, зачитывая друг другу особо понравившиеся фрагменты и делясь эмоциями от прочитанного. Нет ничего удивительного, что детям мы стали читать с рождения.

ЧИТАЕМ С ПЕРВЫХ ДНЕЙ

Я выбрала знакомые с детства потешки и стихи проверенных авторов: Барто, Александровой, Чуковского, Маршака, хорошие переводы зарубежных поэтов. Читала с выражением и в лицах, проявляя все свои актерские таланты. Сначала несколько минут в день, но по мере взросления ребенка, все больше и больше. Книги я выбирала с иллюстрациями и обязательно с такими, которые получили бы одобрение у самых строгих художественных критиков, и когда дети уже могли сидеть и разглядывать страницы, я читала и показывала картинки. Когда дети научались говорить, они стали повторять за мной (а, надо сказать, каждую книгу мы прочитывали бессчетное количество раз) и запоминать понравившиеся стихи. Еще одной из первых игрушек стала мягкая азбука, которую можно было раскладывать гармошкой и пробовать на зуб.

АУДИОКНИГИ ВМЕСТО ПЛАНШЕТА

Не всегда есть возможность самому читать ребенку (прежде всего, когда сидишь за рулем или занят домашними делами или работой). Самый простой и самый неэкологичный способ развлечь ребенка в это время – включить телевизор и выдать планшет/телефон. Мы же решили эту проблему другим способом: купили диски с аудиокнигами. Даже и не книгами, а целыми спектаклями, рассказанными прекрасными актерами. «Маленькая собачка Соня» в исполнении Ирины Богушевской или «Приключения Котобоя», рассказанные и спетые прекрасным коллективом, надолго стали хитами в нашей семье.

ОТ РАССКАЗА К КНИГЕ

Во время прогулок или долгой дороги я начинала кратко пересказывать какую-нибудь интересную книгу. На вопросы «А почему?», «А как?», «А дальше?», я отвечала: «Уже не помню, но у нас есть дома эта книга, можешь почитать». Или мы обсуждали какую-нибудь сложную или интересную ситуацию, и вспоминала: «Ой, что-то похожее было в такой-то книге. Надо перечитать».

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Совместное чтение стало для нас ритуалом. Я усаживала ребенка так, чтобы ему был хорошо виден текст, и читала медленно, с выражением. Он в это время скользил глазами по строчкам. Когда ребенок уже научился читать, мы читали по очереди. Я прочитывала практически всю главу, останавливаясь на самом интересном месте и говорила: «Ее могу больше, глаза болят. Давай теперь ты. Прочитай сколько сможешь». Чтобы узнать, что там было дальше, ребенок подхватывал книгу, немного читал вслух, а потом уже читал, пока не устанет, про себя. В более старшем возрасте мы читали всей семьей по главе, передавая книгу по кругу.

ЗАРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Если в семье читают взрослые, то шансы на то, что начнут читать дети, возрастают. Иногда я брала книгу из своего детства и говорила: «Это была одна из моих любимых книг в твоем возрасте» или «Эту книгу подарил мне один волшебник» (утверждение, правда, работает до определенного возраста). Потом садилась читать книгу и очень скоро обнаруживала кого-то из детей у себя под боком, а потом книга и вовсе перебиралась в детскую комнату. Поскольку у нас в семье взрослые читают каждый день, то и для детей это стало приятным времяпровождением. Более того, подросшие дети нередко спрашивают: «Что ты читаешь?» и просят почитать ту же книгу.

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ СДЕЛАТЬ ВЫБОР

Через чтение ребенок развивает фантазию и познает мир. Как только у него появится интерес к книгам, не стоит сразу подкладывать то, что вы считаете необходимым. Пусть ребенок сам сделает выбор. Пусть закрепит навык на том материале, который ему интересен. Заходите в книжные магазины, дайте ребенку полистать книги, которые его заинтересовали. Дождитесь, пока ребенок сам попросит купить книгу. И на этом этапе практически не важно, что это будет за книга. Потом уже предлагайте ему сами купить книгу (например, потому что вы очень любили ее в детстве), или потому что она про принцесс (если ваша дочка интересуется этой темой).

И еще один важный момент: способность к чтению развивается у каждого ребенка индивидуально. Один уже в пять лет самостоятельно справляется со сложными текстами, а другой в восемь еще читает по слогам. Не подгоняйте ребенка, продолжайте читать вместе и поощряйте любой интерес к самостоятельному чтению. Важно привить не технический навык чтения, а любовь ко вдумчивому изучению текста.

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Узнай все акции

и специальные предложения

на покупку натуральной косметики

Cмотреть