Раннее развитие: за или против?

Раннее развитие: за или против?

Взгляды на воспитание детей меняются каждые пять-десять лет. Когда-то правильным считалось домашнее обучение и детей обязательно сопровождали гувернантки, в другие времена трехмесячных малышей отдавали в ясли и виделись с ними не чаще раза в неделю. Целые поколения детей росли «во дворе», в то время как современные родители стараются как можно сильнее загрузить ребенка, лишь бы оградить его от ничегонеделания. Мы постарались собрать все аргументы «за» и «против» раннего развития, а также примерный план действий для родителей, которые задумались об этом.

Rita.jpgМаргарита Хрипунова, редактор

АРГУМЕНТЫ «ЗА»

Считается, что раннее развитие детей стало модным благодаря Масару Ибука – автору новаторских концепций по воспитанию и автору популярной книги «После трех уже поздно». По его мнению, дети первых лет жизни способны легко научиться играть на музыкальных инструментах или выучить несколько иностранных языков, то есть сделать все то, на что взрослым людям нужно тратить много времени и сил. В своей книге он подробно рассказывает, почему важно регулярно заниматься даже с новорожденными, и что это им принесет в будущем.

У методик раннего развития быстро появились сторонники. По их мнению, действительно, с младенчества необходимо уделять повышенное внимание сенсорно-моторным навыкам, умению взаимодействовать с окружающей средой, социальным коммуникациям, изучению иностранных языков. Такой подход будет стимулировать позитивные нейрофизиологические и биохимические изменения в мозге: он станет более пластичным, увеличивается количество связей между нейронами. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок будет психологически устойчивым, обладать способностью к самоконтролю, получать хорошие оценки в школе и лучше концентрироваться.

Также несомненными плюсами занятий с детьми дошкольного возраста являются:

  • дополнительное общение родителей с ребенком. По какой бы методике вы ни занимались, что бы это ни было, вы взаимодействуете с ребенком: разговариваете, шутите, сидите рядом. Это крайне важно для эмоционального развития, как и похвала, которую ребенок слышит, выполняя то или иное задание правильно. Это также способствует повышению самооценки;
  • получение новой информации. Безусловно, из обычных книжек и мультфильмов можно узнать, как выглядит медведь или заяц, но специальная литература обычно дает больше информации – например, реальные фотографии животных и сведения о них. Это расширяет кругозор ребенка;
  • естественное обучение. Регулярные занятия помогают ребенку привыкнуть к нагрузке: в школе ему будет намного проще, ведь мозг уже привык постоянно что-то запоминать и работать. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни ребенок способен тренироваться без напряжения. К тому же регулярные, даже короткие занятия делают малыша более усидчивым;
  • приобретение полезных навыков. Родители, которые действительно разобрались в том, что такое раннее развитие, понимают, что это не обучение чтению или счету в полтора года. Раннее развитие – это возможность подготовить ребенка к дальнейшему обучению, развить логику, способность к мышлению. Ведь намного проще научиться читать, когда знаешь, как выглядят отдельные буквы, а писать легче, когда можешь нарисовать прямую или изогнутую линию;
  • раскрытие таланта. Уже с первых занятий родители, как правило, замечают склонность малыша к рисованию, счету, пересказу историй. Если построить уроки с учетом того, что интересно ребенку, в дальнейшем будет проще определиться с дополнительными секциями и кружками.

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»

Несмотря на очевидные плюсы, у раннего развития достаточно минусов. Воодушевленные родители редко задумываются о том, что мозг, нервная система и психика ребенка дошкольного возраста недостаточно сформированы для такой нагрузки. Ребенок впитывает знания, как губка, но это не говорит о гармоничном развитии. Часто в школу приходят дети, которым в первые годы жизни не старались дать как можно больше информации, они много играли, общались, наблюдали, подражали взрослым и с удовольствием принимаются за учебу, перегоняя тех, кто провел детство на «развивашках».

Отрицательными сторонами раннего развития также можно назвать: 

  • стресс от чрезмерной нагрузки. Зачастую родители не оставляют ребенку время на игры, отдых, общение со сверстниками, и это может негативно сказываться как на здоровье, так и на эмоциональном состоянии малыша;
  • частые простуды. В центрах раннего развития не всегда соблюдаются нормы гигиены (редкое проветривание, нерегулярная уборка), а также зачастую в одном помещении собирается слишком много детей. Это может приводить к частым вирусным заболеваниям;
  • несоответствие затрат родителей и результатов, которые демонстрируют дети. Достаточно сложно заблаговременно определить, подойдет ли конкретная методика или данный центр конкретному ребенку – вполне возможно, что родители сами могли бы дать ему больше, при этом сэкономив;
  • увлечение родителей. К сожалению, раннее развитие зачастую превращается в гонку родителей за то, чей ребенок лучше. При этом интересы самого малыша не учитываются, а родителям нужно все больше и больше результатов. Сюда же можно отнести распространенную проблему, когда мама отдает всю себя развитию ребенка, совершенно забывая о себе. Ребенок вырастает, а мама остается ни с чем, или, что еще хуже, старается привить ребенку чувство вины за «потраченные в никуда годы»;
  • нежелание учиться. Да, действительно, некоторые дети привыкают к занятиям и с радостью после центров развития или регулярных уроков дома идут в школу. Но также велик процент тех, кого заставляли чертить линии или изучать буквы, когда хотелось прыгать и гулять. Если ребенок не хочет или не готов, «развивашки» могут отбить желание учиться на всю жизнь – особенно, если его ругали за ошибки.

КАК ВЫБРАТЬ МЕТОДИКУ РАЗВИТИЯ

Сегодня существует множество методик развития, и родители часто не знают, какую им выбрать. Психологи рекомендуют отталкиваться от того, что интересно ребенку и какой результат хотят видеть родители.

Так, если ребенок стремится все делать самостоятельно, а родители это поощряют и хотят, чтобы малыш мог сам себя занять, можно отдать предпочтение Монтессори-центрам и аналогичным методикам развития. Этот подход поможет ребенку научиться уважать мнение других детей, контролировать свои собственные, играть без взрослого, соблюдать порядок и чистоту. Развитие по системе Монтессори достаточно мягкое и позволяет ребенку развиваться в своем ритме. Главным минусом такой методики считается то, что в дальнейшем ребенку может быть сложно в более традиционном коллективе – муниципальном садике или школе, где нужно играть вместе, выполнять задания наравне с другими и быть частью коллектива, а не индивидуальностью.

Если ребенок общителен, любит делать что-то вместе с другими детьми, а родителям важно подготовить его к саду или школе, лучше выбрать детский центр с организованными занятиями. Так ребенок сможет привыкнуть к общению с другим взрослым, будет пробовать делать что-то в группе, научится делиться. Также такие занятия проходят более насыщенно и включают разнообразную нагрузку: и развитие мелкой моторики, и конструирование, и развитие речи, и сюжетно-ролевые игры. Групповые занятия помогают в дальнейшем мягко адаптироваться в коллективе, однако, они не учитывают желания детей, которым часто не хватает внимания и индивидуального подхода в ходе таких занятий.

Специалисты рекомендуют все же попробовать посетить несколько занятий разного направления с дошкольником. Даже если родители решат заниматься с малышом дома, они, во-первых, узнают много нового, во-вторых, смогут понять, как правильно составлять план занятий, и, в-третьих, определятся с тем, что действительно интересно их ребенку. Оптимальной нагрузкой для детей дошкольного возраста считаются два занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое, причем время практической деятельности не должно превышать 60-70% от общей продолжительности занятия.

На самом деле, у раннего развития нет минусов, если правильно понимать своего ребенка, учитывать его интересы и не стараться «опередить» кого-то и удовлетворить собственные амбиции. Маленьким детям действительно нравится учиться, слышать похвалу, проводить время с родителями и сверстниками. Также важно следить за здоровьем малыша, а в качестве дополнительного источника энергии можно регулярно давать ему желейные конфеты с биоспирулиной «Спирумишки», которые также станут дополнительным источником железа и бета-каротина, необходимых для гармоничного развития ребенка.

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Узнай все акции

и специальные предложения

на покупку натуральной косметики

Cмотреть