Полезные бактерии

С каждым годом накапливается все больше данных о роли кишечной микрофлоры в здоровье человека. От состава микробиоты зависят не только пищеварение и иммунитет, но и настроение, и работоспособность. Расскажем о нескольких новых интересных исследованиях в этой области.

Viktoria.jpgВиктория Тышкевич, журналист, эксперт по натуральной косметике и естественным методам оздоровления

Постоянно возрастает интерес специалистов к тем многочисленным микроорганизмам, которые населяют тонкий и толстый кишечник человека. Популяция кишечных бактерий весьма разнообразна и обширна: всего насчитывается больше тысячи их разновидностей, а их количество оценивается приблизительно в 50 триллионов, что превышает число клеток в человеческом организме.

КИШЕЧНЫЕ БАКТЕРИИ: ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?

Кишечные бактерии не только расщепляют пищевую массу, чтобы извлечь из нее питательные вещества, но и синтезируют витамины и участвуют в осуществлении иммунных функций. Если баланс между различными видами бактерий отклоняется от нормы, то в кишечнике начинает преобладать патогенная флора, что зачастую приводит к развитию воспалительных процессов и повышению проницаемости кишечной стенки. Сегодня известно, что «синдром дырявого кишечника» может вызывать множество нарушений — от аллергии до депрессии. Причем список заболеваний, ассоциированных с изменением состава микробиома, постоянно пополняется.

СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И МИКРОФЛОРА КИШЕЧНИКА

Синдром хронической усталости (СХУ) — одно из загадочных и грозных заболеваний современной цивилизации. Впервые оно было описано в 1956 году. В настоящее время, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, во всем мире им страдают около 17 миллионов человек. При этом однозначно эффективного лечения синдрома хронической усталости до сих пор не найдено, и вокруг методов его терапии продолжаются дискуссии. Больные жалуются на сильное умственное и физическое истощение, головную боль, боль в горле, суставах и мышцах, ослабление памяти и внимания, нарушения сна, расстройства пищеварения. Проблема состоит в том, что подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях — от болезни Лайма до тревожно-депрессивных расстройств, что существенно осложняет диагностику данного заболевания.

В июне 2016 года в научном журнале Microbiome была опубликована статья Л. Жилото с соавторами, в которой излагаются результаты исследования образцов кишечной микрофлоры и крови 87 испытуемых: у 48 пациентов с достоверно диагностированным синдромом хронической усталости было снижено разнообразие видов микроорганизмов, населяющих кишечник. В основном отсутствовали штаммы бактерий Firmicutes, которые в норме должны сдерживать воспаление, а вот микроорганизмы, вызывающие воспаление, присутствовали в избытке. Также была повышена концентрация протеобактерий, которые активно размножаются в условиях воспалительного процесса.

Что касается крови, то здесь у испытуемых исследовались уровни пяти маркеров воспаления. У пациентов с синдромом хронической усталости также были повышены уровни всех маркеров воспаления, в том числе те, которые образуются в ответ на атаки болезнетворных микробов, попадающих в кровь через излишне проницаемые стенки кишечника.

В целом нельзя сделать однозначный вывод, является ли измененный состав кишечной флоры причиной или следствием синдрома хронической усталости. Однако в любом случае анализ состава микробиома можно считать надежным способом диагностики данного расстройства — с его помощью можно повысить точность диагностики до 83%.

В качестве метода лечения был предложен метод ремодуляции микрофлоры кишечника. Как уже говорилось, дискомфорт в органах пищеварительного тракта является частым спутником синдрома хронической усталости. Уже имеются хорошие результаты применения пробиотиков в комплексных программах терапии. Без сомнения, исследования в данном направлении будут продолжаться и дальше.

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ КИШЕЧНИКА

Не только синдром хронической усталости, но и другие расстройства могут сопровождаться дисбиозом — нарушенным соотношением между численностью различных кишечных бактерий. Один из способов контролировать это соотношение — оптимизация своего рациона. Как с его помощью можно поддержать полезные микроорганизмы?

Недавние исследования показывают, что для кишечника благоприятны белки молочной сыворотки и бобовых: они активизируют рост бифидобактерий и лактобактерий, при этом подавляя патогены Bacteroides fragilis и Clostridium perfringens.

Однако популярные сегодня диеты low carb (с низким содержанием углеводов и высоким содержанием белков) могут уменьшать численность бактерий Roseburia/Eubacterium rectale, что приводит к снижению синтезируемой ими масляной кислоты. Это ценное вещество питает клетки слизистой оболочки кишечника и способствует апоптозу (запрограммированной гибели) колоректальных раковых клеток. В целом западный стиль питания с большим количеством животных белков и жиров и недостатком клетчатки снижает общее количество полезных бактерий и особенно бифидобактерий.

Не менее важны для кишечного микробиома и углеводы. Например, потребление сахарных фиников позволяет увеличить количество бифидобактерий и снизить численность вредных Bacteroides. Молочные продукты, содержащие лактозу, уменьшают количество клостридий, многие из которых вызывают раздражение в толстом кишечнике.

Нельзя назвать полезными для кишечника искусственные заменители сахара — например, сахарин и аспартам. В эксперименте на мышах у животных, получавших пищу с сахарином, развился дисбиоз: активно размножались Bacteroides, а вот количество Lactobacillus reuteri достоверно снизилось.
Что касается еще одной популярной диеты — безглютеновой, то 30-дневное исследование с участием здоровых добровольцев показало, что она способствует угнетению бифидо- и лактобактерий и стимулирует рост потенциально опасных энтеробактерий.

А вот средиземноморская диета, богатая рыбой, фруктами, овощами и зерновыми, хорошо сказывается на балансе кишечной микрофлоры. Она позволяет повысить содержание в кишечнике полезных для здоровья короткоцепочечных жирных кислот, бактерий рода Prevotella и других противовоспалительных бактерий и снизить число клостридий. При этом снижается количество триметиламиноксида — маркера повышенного сердечно-сосудистого риска. Исследователи обнаружили, что при этом улучшается липидный профиль, снижается вес и активность хронических воспалений.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВОГО КИШЕЧНИКА

Известно, что умеренные и регулярные занятия спортом укрепляют иммунную систему и снижают риск воспалительных заболеваний. Оказывается, этот эффект реализуется и через механизмы регуляции состава кишечной микрофлоры.

Как было показано в исследовании на крысах, выполнение физических упражнений изменяет количество короткоцепочечных жирных кислот в кишечнике, продуцируемых бактериями при ферментировании сложных полисахаридов или эндогенных слизей. Короткоцепочечные жирные кислоты, из которых наиболее известна масляная кислота, стимулируют эпителиальные клетки слизистой оболочки кишечника, повышают энергоэффективность реакций переваривания пищи, способствуют возникновению чувства сытости (через выработку соответствующих пептидов), уменьшают воспаление. В эксперименте на животных крыс вначале тренировали на специальном тренажере, а затем трансплантировали фрагменты их кишечных масс (а также фрагменты от контрольной группы) другим, нетренированным животным. Через 6 недель у мышей, получивших «спортивную» микробиоту, наблюдалась более высокая устойчивость к раздражающему веществу, провоцирующему колит, и быстрее протекала регенерация после воспаления.

КАК ВОССТАНОВИТЬ МИКРОФЛОРУ КИШЕЧНИКА

Людям, ведущим малоподвижный образ жизни, чье питание трудно назвать сбалансированным, специалисты рекомендуют курсовой прием пробиотиков. Это препараты микроорганизмов, разработанные и созданные, чтобы помочь сбалансировать микрофлору кишечника. Одним из самых современных пробиотиков является немецкий препарат Симбиолакт Плюс. Его преимущества — высокое содержание самых эффективных штаммов бифидо- и лактобактерий и их высокая жизнеспособность благодаря упаковке в герметичные одноразовые саше с особой газовой средой, оптимальной для микроорганизмов. Прием одной упаковки в день обеспечивает кишечник необходимой микробиологической поддержкой.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Узнай все акции